Поиск

Индийские стипендии под звук битого стекла

Пятая часть (I, II, III, IV) увлекательного повествования нашего автора Закира Субханкулова о своём опыте учёбы в Индии.

Итак, мы стоим в кабинете, дверное стекло вдребезги. Тишина. Мы молчим, молчит туркменский Рембо, явно не планировавший ничего бить, молчит индиец. Тут Рембо тихо произнёс: «Sorry, didn’t want that» (извините, я этого не хотел). И, казалось бы, бой проигран, но индиец был так напуган, что мы и его побьем, этим было вызвано его молчание, что он тихо сказал — «no problem» — , куда-то позвонил, в течение 30 минут нам оплатил какую-то часть от задолженности и, пожелав удачи, отпустил, пообещав, что не позже чем через пару недель мы получим все остальное. Такого развития событий мы, конечно, не ожидали, не в смысле, что нам не дадут денег, а что это произойдёт так быстро.

«No problem, baba»

Окрылённые и довольные мы пошли гулять по набережной Бомбея, где гуляло много молодых пар индийцев, купаться никто не решался, так как мусор плавал буквально под ногами. При нас одна женщина вывалила большой мешок мусора, только что собранного с улицы, прямо в воду, и, по той безмятежности и уверенности, с какой она это сделала, было видно, что это является нормой не только для неё, но и для людей вокруг. «Вода всё примет»,- говорили индийцы, -«No problem, baba» (никаких проблем, мистер). Гуляло много ребят, которые держались за руки. Много таких же пар я видел и в Пуне. Первое впечатление было конечно не очень, как же так… но потом нам объяснили, что в Индии это всего лишь проявление дружбы и не более.

Мы сделали ещё несколько фотографий возле Mumbai gate, набережной, где вдалеке виднелись огни небоскребов, и отправились снова на автовокзал, пора было ехать домой, в Пуну. We did it, мы это сделали, как говорят герои американских фильмов. Сев в автобус, нам сразу же включили очередной индийский фильм, но даже его мы посмотрели с интересом, хоть он и был на хинди, как и любой другой индийский фильм в Индии. Правда, там было много вкраплений с английским, это считается предметом хорошего тона, говорить на английском, ты как бы сразу принадлежишь к более высокой касте людей. Дальше я заснул, но вскоре проснулся от того, что очень хотелось есть. Уверен, что существует некая связь между желанием поесть и количеством денег в кармане. Она выражается в двух моментах. Если у тебя нет денег, то всё, что бы ты не съел, не приносит тебе сытости, хоть даже болит желудок от количества еды в нём. Если деньги есть, то ты ешь меньше, но дороже, так как сухомятка тебя уже не устраивает, ведь это вредно. И второе, если ты без денег, то ты можешь и потерпеть, а вот если деньги есть, то они начинают жечь карман, а мозг требовать еды. Но в Индии есть ещё и третий вариант, ты можешь быть голоден, с деньгами или без, но если ты не можешь есть местную острую еду, то ты просто перестаёшь чувствовать голод на какое-то время.

Вскоре мы остановились перекусить, я взял какую-то упакованную еду из магазинчика, воды и снова сел в автобус. Деньги у меня уже были, но мысль оставить их до лучших времён сидела во мне крепко. Я действовал по принципу: трать, если это действительно необходимо. И каждая мысль о покупке чего бы то ни было всегда проходила двухступенчатую аутентификацию. Ок, у меня это есть (я это съел) что дальше? Какие плюсы? Действительно ли мне это нужно? И второе, а стоит ли это покупать в данный конкретно момент и в этом месте, может стоит отложить покупку? Звучит уныло, возможно, но это был для меня первый опыт жизни за границей с ограниченным бюджетом и без помощи извне. Я не знал, как его планировать, как тратить, как экономить, как расставлять приоритеты. Никто меня этому не учил. Плюс ко всему я не знал, как всё пойдёт дальше, действительно теперь всё наладится, как пообещал индиец в офисе или он снова чего-то недосказал.

Поэтому я ушёл в глубокую финансовую оборону. Мои друзья были более расточительны и поели первое, второе и компот. Я выиграл. Но не потому, что они потратили, а я сэкономил на ужине. Я выиграл потому, что не стоило доверять придорожному кафе в Индии. Я был достаточно сыт и здоров, они же слушали желудочную симфонию, а по лицам можно было учиться читать мимику, как это делал герой сериала «Lie to me» (Обмани меня).

Книги, история и женщины с низкой социальной ответственностью

Мы приехали в Пуну, рассказали всё нашим друзьям, которые ждали нас как гонцов хороших вестей. Когда мы все рассказали, они чуть ли не в тот же вечер отправились в Мумбаи. Им уже не пришлось бить стекла и строго смотреть на индийца. Они просто приехали и забрали деньги.

Это была наша первая и последняя поездка в Мумбаи за деньгами. Дальше этот вопрос был более или мене стабильно решён. Я же всегда старался оставить чуть больше денег на случай, если по очередной, никому не интересной причине, нам задерживали стипендию. Её стали перечислять в университет, а там её не держали и старались быстрее раздать. Никто не хотел связываться с непонятными студентами из-за границы с ещё более непонятной программой и её финансированием.

Мы закрыли все основные долги, что-то даже купили и сходили в кафе. Я основательно взялся за учебу и не пропускал пары. «Стал оглядываться по сторонам». Через пару недель нам перечислили всё, что были должны, и жизнь наладилась. Учеба мне нравилась. Хотя нет, первый опыт был сложным. Объясню почему. Я приехал учиться в Индию после языкового ВУЗа, то есть моей специальностью был английский. И я не на секунду не сомневался, что уж что, а вот с пониманием преподавателей и учебников проблем точно не возникнет. Кстати, об учебниках, на покупку учебников нам тоже выделяли деньги, и как все капиталистические стипендиальные фонды, все рассчитали так, чтобы как раз хватило на них, ну максимум осталось бы на связку бананов и банку мангового сока. Но мы-то были из СССР. И как говорил сатирик Задорнов, прочувствуйте сейчас гордость за нас. Естественно, мы не купили всех учебников из списка. Часть мы нашли у старшекурсников в очень хорошем состоянии и за бесплатно, часть купили у тех же старшекурсников. Я купил новые только по моей специальности, Political Science, и то, не в магазине за углом, как делали 99% стран «капиталистического лагеря», но и не там, где покупали африканцы или пакистанцы, то есть нигде, а на книжном рынке, о котором нам рассказали наши же соотечественники, прибывшие годом ранее. В итоге я потратил где-то 30% от выделенного мне бюджета.

Не рассказать про книжный рынок просто невозможно. Я был приятно удивлён, что такой рынок есть, но ещё больше удивился его размерам, и главное, качеству книг, тетрадей и прочих канцтоваров. Оно было просто шикарное. Такие книги хотелось читать, держать в руках. Качественная белая бумага, яркие, цветные принты. Рядами лежали книги, рассортированные по темам, предметам, языкам. То есть было очень легко найти именно ту сферу, которая была нужна. Все цены уже были указаны на книгах, но поторговаться было тоже можно.

Весь день, несколько улиц были забиты книгами, а вечером они все куда-то исчезали и появлялись другие люди. Явно не те, которые их читали. Эту улицу заселяли… девушки с очень низкой планкой социальной ответственности, короче говоря, проститутки! Как говорится, incredible India! Как я об этом узнал. Однажды к нам в гости приехал мой друг из Самарканда, который вот уже как год учился в Индии. Мне срочно нужен был учебник, но ехать одному на этот рынок дорого и долго, если пользоваться рикшей. У него же был мотоцикл. Друг как-то подозрительно быстро согласился туда съездить, я обрадовался, мы сели на мотоцикл и уехали. Подъезжая к улице, я не заметил книг, улицы были пустынны, но тут он свернул в какой-то переулок, показал на женщин, стоящих там, и с ухмылкой сказал:" Всё, что тебе нужно, у них». Я сразу все понял. Увидев белого иностранца, эти женщины закричали, стали нас звать, махать рукам и делать всякие интересные движения, которые, по их мнению, должны были вызвать у нас интерес воспользоваться их услугами. Помимо того, что это были проститутки, грязная улица в Индии, они сами были мягко говоря не привлекательны. Это были такие большие, бесформенные женщины, напоминающие ждунов женского пола в сари. Возраст их было определить сложно, но он явно перевалил за 50. В общем, книг мы не купили.

Почему в Индии не в ходу учебники?

Так вот, я пришёл на пару, сел на первую парту, открыл красивую, большую тетрадь с лыжником на обложке и приготовился писать. Ручку я положил уже секунд через 30. Почему? Ну, во-первых, это был урок истории. Когда я её выбирал, я наивно предполагал, что это будет мировая история, пусть и через призму Индии. Это была не мировая история. И не история Индии, как вы, наверное, могли бы подумать, уже гогоча или испытывая жалость к иностранному студенту. Опять, как говорил известный сатирик, наберите побольше воздуха в легких. Готовы? Эта была… история штата Махараштра!!! Занавес…

Во-вторых, скорость передачи мысли о былых героях индийской истории вперемешку с датами привела мой мозг в оцепенение. Последней надеждой был учебник. Я верил в свою память и в умение структурировать информацию для лучшего понимания и запоминания. Забегая вперёд, скажу, что мировая история все же пришла на последующих курсах и я с упорством одолел этот предмет на отлично, несмотря на все перипетии древних и средневековых героев Индии. Как и во всем мире, тут тоже восхвалялись местные императоры, раджи и полководцы, и очерняли всех остальных. Учебник не сильно помог. Точнее сказать, его не было. И дело совсем не в экономии денег, просто в Индии Британская система образования. Эта система, в свою очередь, подразумевает, что студент должен прочесть много разной литературы, которая в купе и поможет понять предмет. Преподаватель же нужен для того, чтобы помочь студенту не затеряться в таком объёме информации, направить студента. Поэтому, никто не заставляет вас посещать лекции, это больше нужно вам самим. Если же вы пропускали, но смогли подготовиться к экзамену, то вас не только не поругают, но даже похвалят. Раз ты смог подготовиться без помощи лектора, значит ты точно прочёл больше, чем обычный студент.

Закир Субханкулов

23.07.2018 16:23

Поделиться статьей

Чтобы всегда быть в курсе последних событий, подписывайтесь на наш канал в Telegram

Новости по теме