Поиск

Татарский интернет: успешные и нереализованные проекты

Татарский сегмент интернета появился в середине 90-х и сейчас в него вовлечены сотни тысяч пользователей. По оценке специалистов, сейчас в Сети существует около 10 тысяч татарских сайтов, пабликов, блогов.

Часть из них работает на татарском языке, значительная часть дает информацию на околотатарские темы на русском языке.

Какие проекты Татнета, возникшие на протяжении этих 20 с лишним лет, могут считаться успешными? Какие проекты так и не удалось реализовать? Как будет развиваться Татнет в будущем, какие проекты могут появиться? Со своим мнением с «Татполит» поделились активисты Татнета – создатели сайтов, журналисты, общественные деятели.

«Татарский интернет остается частью русского мира»

В прошлом известный интернет-журналист, ныне шоумен и общественный деятель Гамиль Нур считает, что самое интересное в татарском интернете сейчас происходит в Телеграме. Татарская аудитория постепенно перетекает на площадки мессенджеров, где общение происходит в формате коротких сообщений. В то же время массовый пользователь по-прежнему аккумулируется вокруг крупных пабликов в соцсетях.

«В середине 90-х возник самый первый татарский проект в интернете, это был «Tatar-L» в системе групп Yahoo. Тогда же на портале Omen.ru в разделе знакомств образовалась татарская группа. Что интересно, она там существовала наряду с группами зоофилов, мазохистов и прочих. Из общения в этой группе появился ВТК – «Всемирный Татарский Клуб», выросли другие сайты, порталы. Затем появились такие сети-«монстры», как в «ВКонтакте», и другие. Татароязычные сообщества, таким образом, объединились через «русские» сети, не просто Рунета, а чисто российские проекты. Получается, что татарский интернет, как и сами татары, является частью русского интернета и мира».

Ценность против рейтинга посещаемости

Сложно определить «успешность» проекта, так как не существует конкретных критериев оценки, считают эксперты.

Гамиль Нур: «Не хочу выделять ни один из проектов - для своих создателей они все успешны. Могу лишь отметить – в татарском сегменте интернета самый высокий рейтинг посещаемости у сайтов и пабликов знакомств, общения. Затем идут музыкальные проекты, затем – сайты с полезными советами, религиозные сайты. Сейчас ресурсов на татарском языке и татарской тематики, наверное, около 10 тысяч, я включаю сюда сайты, блоги, паблики – все, что есть в сети, в мессенджерах».

Данил Сафаров (интернет-журналист, создатель сайтов «Матбугат.ру», «Татпресса.ру», автор книги «Виртуальный мир»): «Мне кажется, количество подписчиков не может выражать степень успешности. Есть паблики с подписчиками до 270 тысяч, например, «Татары и татарочки», но есть и сайты, работающие в своей узкой нише – такие, как «Белем.ру», или сайт журнала «Мәгариф». Они ценны тем, что несут важную и в какой-то степени уникальную информацию для специалистов отдельной области, в данном случае - образование. Поэтому одним из индикаторов успешности я бы назвал умение проекта занимать свою нишу. Потеряет ли татарский интернет в случае, если данного проекта не станет? С этой точки зрения можно привести в пример “Бизнес-онлайн” – его отсутствие стало бы ощутимой потерей на информационном поле».

Азат Сайфутдинов (инженер, блогер, автивист Татнета): “Каждый сайт на татарском языке или посвященный истории татар, который не закрылся и работает, пусть у него всего пара посетителей в день - всех я готов назвать успешными. Даже некоторые их тех, что закрылись, могут считаться таковыми, потому что они принесли определенную пользу татарскому народу”.

В топе – сайты-долгожители и научно-популярные ролики

Римма Бикмухаметова (журналист, общественный деятель): «Сайт знакомств «Юлдаш» - один из первых татароязычных сайтов, который смог создать по-настоящему татарскую площадку для общения. Он давал реальную возможность татарам со всех концов света знакомиться и создавать семьи, кроме того, имел очень интересный форум, в котором обсуждались все самые актуальные вопросы татарского мира. В свое время это было прорывом, можно даже сказать, что сайт смог объединить татарский мир. Такое же большое значение имело появление первой электронной газеты на татарском языке – «Intertat.ru». Помимо новостей, там было довольно много хороших журналистских материалов, аналитика. Газета несколько раз оказывалась на грани закрытия, однако благодаря поиску новых форм подачи информации, ей все же удалось сохраниться, хотя и с потерей статуса самостоятельного СМИ. Из возникших за последние годы отмечу научно-популярный проект “Әлбәттә” – короткие лекции на разнообразные темы на русском и татарском языках, а также ролики из серии “Тыпыр-тыпыр грамматика”, сделанные студией “Теория” для того же “Әлбәттә”. Ролики рассказывают о татарской грамматике в легкой форме с юмором, они качественно сделаны, хотя и видно, что это довольно дорогостоящий проект”.

По мнению экспертов, большой вклад в развитие татарского сегмента интернета вносят электронные версии татарских газет и журналов:

Азат Сайфутдинов: “Тиражи бумажных версий изданий сокращаются, и этот процесс будет продолжаться. Многие современные дети даже не знают, что такое газета. Поэтому собрать свою аудиторию в интернете, и уделять больше внимания этой части работы издания – очень хорошее явление. Возможно, лет через десять бумажные версии этих изданий и выходить перестанут, надо заранее быть готовыми к данной ситуации”.

Данил Сафаров: «Активно работают татароязычный отдел «Татар-информ», «Интертат.ру», сайт радио «Азатлык», сайт «Матбугат.ру», сайт «Татар-тудей», сайты газеты «Шәһри Казан», журнала «Идел». Эти сайты имеют не такую большую посещаемость, как, например, те же паблики в соцсетях. Но здесь надо понимать - государственные издания сейчас оказались «меж двух огней»: с одной стороны, они должны освещать серьезные темы, официальную хронику, что среднестатистическому читателю не всегда интересно, а с другой – нужен трафик, поэтому приходится давать и «желтые» темы. Что касается частных сайтов, то им тоже приходится балансировать между серьезными и легкими темами. Скажу по личному опыту работы с сайтом «Матбугат.ру». Недавно татары отмечали 200-летие Шигабутдина Марджани, 90-летие со дня рождения Аяза Гилязова. Мы – я и мои помощницы, делали посты по этому случаю в Инстаграм-канал нашего сайта. Тут возник вопрос – для чего мы это делаем, потому что тема не популярная, ни просмотров, ни лайков не принесет. Но мы осознаем, что эти личности тоже являются символами татарского мира, и нельзя их не отметить. Вот какую-то грань нам приходится соблюдать, и мы не можем себе позволить полностью перейти на популярные, но легкие темы вроде татарской эстрады, жизни звезд, советов и так далее».

Раиль Гатауллин (создатель портала Belem.ru, член группы переводчиков интерфейса Вконтакте и Facebook на татарский язык, член жюри премии Рунета): “Выделю три проекта - Intertat.ru, Matbugat.ru и Belem.ru. Сайт Matbugat.ru с самого начала обрел популярность и до сегодняшнего дня не теряет аудитории. Работающий более 10 лет Belem.ru - организованный мной проект – сейчас является одним из самых актуальных и популярных порталов для учителей. Эти сайты сумели продержаться много лет, все это время совершенствовались и в настоящее время имеют сравнительно большую аудиторию. К числу успешных мог бы включить также и сайт радио «Азатлык», интернет-версии некоторых газет и журналов».

Азат Сайфутдинов: “В свое время проводился ежегодный конкурс татарских сайтов “Татнет йолдызлары”. Возможно, сейчас в нем и нет необходимости, но тогда он был очень важным событием для развития татарского интернета. К успешным проектам также включил бы “Татарскую Википедию”, всем, кто ее создает – большое спасибо! Также хочется отметить сайт “Азатлык радиосы”. Они давно были в лидерах, и сегодня остаются такими”.

Римма Бикмухаметова: «Сайт радио «Азатлык», хотя и финансируется не Россией и не Татарстаном, но дает качественный контент на татарском языке. Работает с учетом трендов в интернете и использует передовые технологии, освещает разнообразные темы – поэтому остается одним из лучших интернет-ресурсов Татнета”.

Невостребованный проект: татарская социальная сеть

Говоря о нереализованных проектах, собеседники Татполит сошлись во мнении, что таким, в первую очередь, является татарская соцсеть “Татар иле”.

Напомним, сайт “Татар иле” создавался в начале 2010-х годов как “информационно-ресурсная татарская социальная сеть», и, помимо возможности общения, должен был содержать татароязычные ресурсы, такие, как татарская энциклопедия, татарская онлайн библиотека, онлайн обучение татарскому языку и другие.

Азат Сайфутдинов: «Несложно понять, почему он не удался, тут никак нельзя винить руководителя проекта Раиля Гатауллина, он человек очень разумный. Во-первых, люди уже привыкли пользоваться всемирными соцсетями, и видимо, не нуждаются в отдельной соцсети для татар. Во-вторых, в проекте в большом объеме присутствовало государственное финансирование, а работа с чиновниками, как правило, приводит к неудаче. Это не только в Татарстане, а во всей России – сильно разрекламированные государственные поисковые системы, мессенджеры и прочие – все оказались провальными”.

Римма Бикмухаметова: «Неправильно отделять татар от общего потока, делать из нас какое-то гетто, выносить на отдельную площадку. Напротив, мы должны интегрироваться в мир. Создание сообществ в Фейсбуке, ВК, татаризация этих ресурсов – действительно работает. Для «Татар иле» были выделены неплохие суммы, но проект не удалось довести до конца, во-первых, из-за амбиций отдельных людей, во-вторых, вмешательства со стороны государства, если есть такое вмешательство, то можно ожидать, что проект провалится».

Данил Сафаров: «Нам, татарам, отдельная социальная сеть не нужна. Это как заново изобретать велосипед – зачем? Идея «татарской соцсети» также абсурдна, как если бы кто-то захотел создать «татарский компьютер» или «татарский смартфон». Непонятно было с самого начала, портал это или социальная сеть – авторы проекта «заблудились в трех соснах». Было странно слышать громкие заявления вроде «Татарская соцсеть, «перебьем» ВК и Фейсбук», какие-то заоблачные прогнозы «100 тысяч уникальных посетителей в сутки за два года». Ведь даже непосвященному было понятно, что это невозможно. Если кто-то задумает сделать «русский ВК» или «русский Инстаграм», тоже не смогут, потому что эти соцсети уже есть, они уже используются, возникли стихийно и уже работают, ими пользуются и татары и русские. Изначально было ошибкой начать проект без обсуждения – к тому моменту в татарском интернете уже были около десятка молодых ребят и девчат, способных через свой опыт и знания проанализировать концепцию этого проекта. Например, Булат Файзуллин, он хороший программист, делает приложения для компаний по всему миру, он патриот татарского народа, однако на татарские проекты его не приглашают. Только потом, когда стало понятно, что проект разваливается, были попытки пригласить нас по отдельности, просили совета».

Гамиль Нур склонен считать «провальными» все татарские проекты, потому что все они «потихоньку «умрут».

«Во-первых, технологии меняются, во-вторых, «сдуваются» сами татары. Чтобы проект работал долго или успешно, нужен не контент, а необходимо наличие пользователя. А татароязычная аудитория исчезает, вымирает. Видимо «татары» – это советская фейковая нация? Достаточно вспомнить, большую часть «татар» большевики назвали по-другому и им определили другой вектор развития, изоляции или исчезновения. Львиная часть татар стала азербайджанцами, а другие хакасами, телеутами и другими. Они теперь живут и выживают без татарской идентичности. Есть еще и мнение-оправдание, что мы не имеем государственности, живем в объятьях «врагов», тех, кто нас «душит». Могут ли быть успешные проекты у сообщества без перспектив? – Нет! Повторюсь, для самих создателей сайтов их проекты любимые и успешные. А с глобальной точки зрения, они все провальные. Они безнадежные, хотя в данный момент некоторые из них, наверное, даже приносят создателям какие-то небольшие деньги. А большинство татнетчиков пахали и пашут только на карму! Чтобы проекты были успешные, татарский народ сам должен быть многочисленным, живым и успешным, кредитоспособным. Тогда были бы у нас и свои Вконтакте или IMO, “Алиэкспресс”».

Татарскому интернету нужны политические проекты, библиотеки, Ютуб-каналы

Раиль Гатауллин: «Нет единой татарской электронной библиотеки, где была бы представлена вся литература на татарском языке. Хотели создать такую библиотеку на базе Министерства культуры РТ, были другие задумки, но они не осуществились. Национальная библиотека создала базу электронных версий татарских книг, но она неполная.

Нужна система онлайн обучения татарскому языку. Существующая система «Ана теле» доступна не всем, так как есть ограничение по числу пользователей – 10 тысяч. К тому же, для многих она сложная и неудобная, нам нужны простые в использовании обучающие ресурсы. Больше всего в них нуждаются татары, проживающие вне пределов РТ. В условиях отсутствия татарских школ, для них это реальная возможность освоить родной язык.

В интернете не хватает качественного контента на татарском языке. Не хватает рекламы и продвижения, популяризации, SЕО, SMM. Лишь отдельные энтузиасты из молодых татар понимают необходимость продвижения, например, есть попытка продвигать проект «Гыйлем» (giylem.tatar). Но это частные случаи».

Азат Сайфутдинов: “Мой 4-летний сын просит показать динозавров – но в интернете нет таких видеороликов на татарском языке. Или другой пример – я сам интересуюсь садоводством. Татарских сайтов на эту тему нет. Таких пустых ниш очень много, ведь у каждого человека есть свое увлечение. Но кто реализует эти проекты? Остается или ждать, или взяться самому, а еще лучше - найти единомышленников и делать это вместе.

А если коснуться серьезных вопросов – татарам не хватает политических проектов. Сейчас в России окончательно уничтожается улично-майданная политика, потому что сидящей у власти партии “Единая Россия” демократия не нужна, как и реальная оппозиция. Поэтому в существующих реалиях наши национальные организации должны вести свою разъяснительную деятельность хотя бы в интернете. Каждому национальному и религиозному обществу, политическому и общественному движению необходима своя идеология, а татарскую жизнь хотят свести к Сабантуям и песням-пляскам. Нельзя допустить маргинализации татарской общественной мысли, поэтому должна развиваться национальная философия.  Для этого крайне важно создавать такие проекты.

Еще – в целях сохранения нашего языка, расширения сферы его пользования всем татарским активистам надо потребовать сделать на двух государственных языках сайты минимум всех государственных организаций в Татарстане. Например, широко используемый населением “Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан” – почему до сих пор нет его татарской версии? Я как-то написал письмо с этим вопросом – получил ответ не по существу, своего рода чиновничью “отписку”.

Надо вести проект развития тюркизма среди татар. В этом деле государственной поддержки ждать не приходится, это понятно, поэтому деятельность надо разворачивать в интернете. Мы татары – тюркский народ. Сто лет назад некоторые представители татарской интеллигенции стали вести работу в прессе в этом направлении, но мы за прошедший век ничуть не сблизились с другими тюрками. Татарам сейчас будет очень сложно сохраниться в качестве нации, или мы попросту ассимилируемся среди русских, или нас станет очень мало, и мы будем чахнуть, подобно ростку под другим раскидистым деревом, заслоняющим нам солнечный свет. Есть и другой путь – многопланово сотрудничать с родственными нам тюркскими народами, взаимно обогащать наши культуры – тогда, получив новые возможности для развития, появится возможность самим стать таким же “деревом”».

Прогноз: изменения будут связаны лишь с технологиями

Гамиль Нур: «Общество татар двигается в направлении ограничения свобод человека, свободы слова, поэтому я здесь не жду особых изменений, новшеств, способных привести к ренессансу татарской культуры и реинкарнации татарского языка. Если и будут новшества в татароязычном или в протатарском интернете, то они могут быть связаны лишь с технологиями. Люди перестают использовать компьютер для входа в интернет. Реальные массы татар переходят на использование интернета через телефон. У них будут два направления – развлечения, общение, знакомства, гламурные инстаграмчики – это направление привлечет больше аудитории. И пользователям приятно и администраторам без головных болей. Рейтинг этих каналов в сто раз больше, чем у сегодняшних сайтов новостей или убеждений. Второе направление – это уже в узких кругах – информационные каналы, для распространения информации, каких-то сообщений и обмен мнениями. И все будет сужаться. Писатель Гаяз Исхакый прогнозировал, что до 2117 года последний «булгарин» покинет суицидом несправедливый к нам Мир с обидой на ассимиляцию. Он в своем чипе унесет и татарский интернет – Досвидос!»

Азат Сайфутдинов: “Не стоит предаваться пессимизму. Татары - умный, работящий народ, нам никогда не было легко. У нас есть образованная молодежь, ученые, историки, художники.  Совместно мы не только сможем сохранить родной язык, культуру, историю, но и поднять свои лучшие качества на более высокий уровень, занять достойное место в мире.

От Татнета я ожидаю многократного увеличения количества качественных видеоматериалов на татарском языке на Youtube и других видеосервисах. Аудитория обычных телеканалов постепенно перебирается на Youtube. Это естественный для молодежи процесс. Например, российский оппозиционный политик Навальный, хоть его и не пускают в телевидение, его передачи в интернете смотрят миллионы. Вместо того, чтобы сидеть и жаловаться, что мало татарских телеканалов, хотя, впрочем, их действительно мало по малозависящим от нас причинам, давайте будем создавать youtube каналы на татарском языке”.

Римма Бикмухаметова: «Чтобы на Youtube и других видеохостингах появлялись авторские каналы. Одно время татары увлеклись выкладыванием коротких видео с изложением какой-то темы или вопроса. Надо продолжать, и делать уже более солидные, серьезные видео – какие-то информативные, просветительские, образовательные материалы. Мне кажется, такое время наступит.

В русских и иностранных ресурсах очень хорошо работают с подкастами, с аудио, а у нас этого нет. Если говорим о Татнете, такие аудиофайлы были бы к месту, хорошо повлияли бы на рост нашего сегмента. Сейчас на телеграм-каналах стали выпускать аудио-книги, распространяют аудио-проповеди, мне кажется это очень удобно, это надо развивать.

Видеоболгеров нет у нас, но их смотрели бы. Во-первых, смотреть видеоблог удобнее, чем читать новости. Но тут многое зависит от компетентности автора в своей теме и умения интересно подавать информацию. Татарский видеоблогер может говорить не только о татарах, но и о тенденциях в мире и России».

Данил Сафаров: «В свое время я предлагал завести по интернет-страничке каждому члену Союза писателей РТ – это могли бы быть однотипные страницы, с размещением информации о писателе, с книгами, или отрывками книг – как средство продвижения их творчества в Сети. Проект был недорогой, я даже подавал на грант минкульта РТ, однако не выиграл. Сейчас информации о татарских деятелях культуры в интернете мало – бывает, хотим опубликовать некролог, и не можем найти фотографию или информацию об ушедшем из жизни человеке.

В более широком понимании проблемы получается, что нам больше нужен портал – большая информационная база, где будут размещено так называемое «культурное наследие татарского народа» – все, что можно выложить в цифровом формате. Вот сейчас какие богатые архивы у телевидения, у радио, филармонии, Камаловского театра, вот эти базы – их нет, ни купить, ни бесплатно получить. Нам бы вот это наследие, и сегодняшнюю повседневную информацию вносить, и создать базу.

Но тут встает вопрос с регулированием авторских прав. Оцифровка всего материала тоже большой труд и дорогостоящая вещь, нужна государственная поддержка. Хотя какие-то шаги отдельными людьми или организациями, возможно, и делаются. Недавно у меня состоялся разговор с директором Татарского книжного издательства Ильдаром Сагдатшиным, он говорит, что начнут создавать электронную библиотеку из книг татарских писателей. То есть книги можно будет получить в электронном виде – какие-то скачать бесплатно, какие-то купить.

Делать прогнозы насчет сужения или расширения аудитории татарского интернета сложно. Есть ресурсы – различные мессенджеры, соцсети. Если и произойдет сокращение аудитории Татнета, то конечно не из-за технологий. Здесь все будет зависеть от величины сферы использования всего татарского. Мы видим, что все меньше татарский используется в общении, теперь и в школах. По сути, для татар, как мы обычно говорим «рассеянных по всему миру», Интернет стал своеобразным чудом, данным Аллахом – представьте себе татарина, всю жизнь прожившего на чужбине тоскуя по родине, и вот он впервые слышит татарские песни, смотрит фильмы и спектакли на родном языке – наверняка люди плакали в тот момент. Сейчас у народа есть инструмент – всемирная сеть. Хотелось бы, чтобы татары смогли в полной мере воспользоваться ее возможностями».

9.04.2018 12:27

Поделиться статьей

Чтобы всегда быть в курсе последних событий, подписывайтесь на наш канал в Telegram

Новости по теме